У зв’язку з почастішанням випадків проникнення в Україну озброєних бойовиків з території РФ, а також активізацією їх терористичної діяльності в Донецькій та Луганській областях, що становить загрозу життю і безпеці громадян України, МЗС України вкотре висловлює категоричний протест проти політики Кремля, спрямованої на військову, матеріально-технічну, економічну і фінансову підтримку терористичних організацій «ДНР» і «ЛНР». Особливе занепокоєння викликають заяви окремих офіційних представників РФ, зокрема Рамзана Кадирова, які підтверджують наміри продовжувати практику підсилення рядів терористів відповідними російськими спецпідрозділами.
Бойовики з цих організацій вчиняють акти вбивства, тортур та інших видів нелюдського поводження з цивільним українським населенням, захоплюють і руйнують об’єкти інфраструктури, займаються мародерством і грабіжництвом. Надаючи їм допомогу, російська сторона порушує зобов’язання, взяті на себе згідно з цілим комплексом міжнародних договірно-правових інструментів в галузі запобігання і протидії міжнародному тероризму, зокрема, положення Міжнародної конвенції про боротьбу з фінансуванням тероризму від 9 грудня 1999 року, Конвенції Ради Європи про запобігання тероризму від 16 травня 2005 року. Така політика також суперечить проголошеному Генеральною Асамблеєю ООН у її деклараціях від 24 жовтня 1970 року (2625 (XXV) і від 9 грудня 1994 року (49/60) та підтвердженому Радою Безпеки ООН у її резолюції 1189 (1998) від 13 серпня 1998 року принципу, згідно з яким кожна держава-член ООН зобов’язана утримуватись від організації, підбурювання, надання допомоги або участі у терористичних актах в іншій державі або від потурання організаційній діяльності в межах своєї території, спрямованій на вчинення таких актів.
Крім того, направлення на територію України з території Російської Федерації добре підготовлених і озброєних російських найманців, не може бути кваліфіковано інакше як експорт тероризму на територію України. У сукупності з показовим проведенням маневрів Збройних Сил Російської Федерації поблизу українсько-російського державного кордону, періодичним порушенням повітряного простору України російськими літаками, мінуванням території України протипіхотними та протитанковими мінами вздовж лінії перебування окупаційних російських військ в Автономній Республіці Крим, вони становлять свідоме і грубе порушення принципів заборони застосування сили або загрози силою, невтручання у внутрішні справи та поваги до територіального суверенітету, встановлених Статутом ООН.
Вимагаємо від Російської Федерації невідкладно припинити організацію терористичної діяльності, підбурювання і надання будь-якої допомоги терористичним організаціям, що діють у східних областях України, в тому числі практику засилання російських збройних диверсійних груп на територію України.
Належна співпраця російської сторони в рамках існуючих договірно-правових інструментів та безпекових механізмів дозволила б зберегти життя як значній кількості громадян Російської Федерації, що незаконно перебувають на території України і беруть участь у терористичній діяльності, так і українським правоохоронцям.
***
Комментарий Департамента информационной политики МИД Украины относительно поддержки Россией террористической деятельности в Донецкой и Луганской областях
В связи с участившимися случаями проникновения в Украину вооруженных боевиков с территории РФ, а также активизацией их террористической деятельности в Донецкой и Луганской областях, представляющей угрозу жизни и безопасности граждан Украины, МИД Украины в очередной раз выражает категорический протест против политики Кремля, направленной на военную, материально - техническую, экономическую и финансовую поддержку террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». Особое беспокойство вызывают заявления отдельных официальных представителей РФ, в частности Рамзана Кадырова, подтверждающие намерения продолжать практику усиления рядов террористов соответствующими российскими спецподразделениями.
Боевики из этих организаций совершают акты убийства, пыток и других видов бесчеловечного обращения с гражданским украинским населением, захватывают и разрушают объекты инфраструктуры, занимаются мародерством и грабежом. Оказывая им помощь, российская сторона нарушает обязательства, взятые на себя в соответствии с целым комплексом международных договорно - правовых инструментов в сфере предотвращения и противодействия международному терроризму, в частности, положения Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма от 16 мая 2005 года. Такая политика также противоречит провозглашенному Генеральной Ассамблеей ООН в ее декларациях от 24 октября 1970 (2625 ( XXV ) и от 9 декабря 1994 года ( 49/ 60) и подтвержденном Советом Безопасности ООН в ее резолюции 1189 (1998 ) от 13 августа 1998 г. принципа, согласно которому каждое государство - член ООН обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в террористических актах в другом государстве или от потакания организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов.
Кроме того, направление на территорию Украины с территории Российской Федерации хорошо подготовленных и вооруженных российских наемников, не может квалифицироваться иначе как экспорт терроризма на территорию Украины. В совокупности с демонстративным проведением маневров Вооруженных Сил Российской Федерации вблизи российско-украинской государственной границы, периодическим нарушением воздушного пространства Украины российскими самолетами, минированием территории Украины противопехотными и противотанковыми минами вдоль линии пребывания оккупационных российских войск в Автономной Республике Крым, они составляют осознанное и грубое нарушение принципов запрета на применение силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела и уважения территориального суверенитета, установленных Уставом ООН.
Требуем от Российской Федерации немедленно прекратить организацию террористической деятельности, подстрекательства и предоставление любой помощи террористическим организациям, действующим в восточных областях Украины, в том числе практику засылки российских вооруженных диверсионных групп на территорию Украины.
Надлежащее сотрудничество российской стороны в рамках существующих договорно - правовых инструментов и механизмов безопасности позволило бы сохранить жизнь как мгногим гражданам Российской Федерации, незаконно находящихся на территории Украины и участвующих в террористической деятельности, так и украинским правоохранителям.